Чтобы поддержать наш ресурс
разместите на своём сайте,
блоге или в профиле


блок новостей



баннер



кнопку

Просмотр


Родину не нужно любить, за Родину нужно погибать! (Владимир Маслов)
Приветствуем Гость ваш статус "Гости" Вход  Выход  RSS 18+
О сайте Связь Правообладателям Реклама

Доскадо Документальное кино онлайн

Внимание! Раздел закрыт

Теперь видео публикуется на главной странице


Книга тундры. Повесть о Вуквукае, маленьком камне

Герой фильма — семидесятидвухлетний Борис Фёдорович Вуквукай, бригадир сельхозпредприятия «Чаунское», старейшина чукотского оленеводческого рода ведёт традиционный образ жизни вместе с членами семьи в нескольких поколениях, выпасая оленей. У Вуквукая было четыре сына. Один из них не был оленеводом, о чем отец всегда сожалел, работал в золотодобывающей артели, где трагически погиб. В своем монологе Вуквукай сетует, что дети уезжают на учебу и потом не возвращаются в тундру. Старики остаются одни, без помощи, и скоро некому будет пасти оленей. Между тем, десятитысячное стадо уже давно планируют разделить, но нет пастухов...

Книга тундры. Повесть о Вуквукае, маленьком камне


Режиссёр: Алексей Вахрушев
Оператор: Вячеслав Макарьев
Композитор: Юлия Трофименко
Длительность: 1 ч. 45 мин.
Страна: Россия
Год: 2011


Награды

Национальная премия Российской Академии кинематографических искусств «Ника» – лучший неигровой фильм
Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Белый Слон» – лучший документальный фильм
Национальная премия в области неигрового кино «Лавровая ветвь» – лучший неигровой кинофильм
Фестиваль документального кино «Свидание с Россией» – приз зрительских симпатий, Главный приз номинации «Лица России»
Открытый фестиваль документального кино «Россия» – лучший полнометражный фильм, приз Российского Государственного архива кино и фотодокументов «Фильм достойный государственного хранения».


Книга тундры. Повесть о Вуквукае – маленьком камне

В октябре в новом помещении «Мемориала» в Москве дебютировал проект «Документальная среда», который на этой площадке будет проводить Музей кино. Раз в две недели по средам здесь можно будет увидеть неигровые фильмы - как новые, так и снятые 50-80 лет назад, но не утратившие художественного, социального, исторического значения.

Представляя проект, директор Музея кино Наум Клейман напомнил, что Музей кино и «Мемориал» всегда работали в близком тематическом поле, в частности при Музее действовал клуб «КЛИО», который не только носил имя греческой музы истории, но и дополнительно расшифровывался как «Кино, Личность, История, Общество».

«Документальные среды» в «Мемориале» открыл фильм режиссера Алексея Вахрушева «Книга тундры. Повесть о Вуквукае - маленьком камне». Фильм успел получить первый приз в номинации «Лица России» и приз зрительских симпатий на Втором Всероссийском фестивале туристического кино «Свидание с Россией» в Верхотурье и приз за лучший полнометражный фильм, приз кинопрессы и приз Российского архива кинофотодокументов на XXII Открытом фестивале документального кино «Россия» в Екатеринбурге, но в Москве демонстрировался впервые.

Герой фильма - 72-летний Борис Федорович Вуквукай («маленький камень» на языке чукчей), глава семьи оленеводов в Чунской тундре в глубине Чукотского полуострова. С тремя сыновьями, их женами и несколькими членами других семей он пасет громадное стадо оленей, которое за один день выедает целое пастбище, - поэтому и людям приходится непрерывно передвигаться с места на место со всем своим жильем и хозяйством.

Этот труд, который со стороны кажется просто непосильным, особенно на швальном ветру и 37 градусах мороза, государство оплачивает очень скромно - всего в 12 тыс. рублей в месяц. Контролируя быстро растущее поголовье, государственные люди мало помогают со сбытом продукции. Впрочем, финансовые и многие другие проблемы жизни оленеводов остались за рамками фильма. Режиссер, по его словам, сознательно уходил от «социалки», отдав ей щедрую дань в своих предыдущих работах, таких как «Добро пожаловать в Энурмино!» (2008). Алексей Вахрушев рассказывал об этом, отвечая на вопросы, но сам фильм о другом - он о хранителях традиционной оленеводческой культуры.

«Книга тундры» разделена на коротенькие главки-микросюжеты. Мы видим почти весь производственный и жизненный цикл: осенью - перегон стада, строительство кораля, отбор оленух для отела, забой и разделку оленя, вязку упряжи для вьючных оленей, кильвей - праздник рождения оленят, обряд кормления духов (топленым жиром кормят священные предметы), соревнование мужчин по бегу с палкой; весной - выделку шкур, лечение «копытки» (инфекционной болезни оленьих копыт); наряду с этим - жизнь в яранге: приготовление еды, починку обуви, обучение внуков; наконец, занятия самих детей, ловлю рыбы и неизменные проказы...

Вуквукай - трудовой и духовный столп этого мира, и только в последнем монологе прорываются его гнев и боль (озвученные по-русски голосом Алексея Петренко). Прилетает вертолет, который забирает всех детей старше 7 лет и на десять месяцев увозит их в интернат. 10 месяцев школа и только два тундра! - возмущается Вуквукай. - Они бандиты, эти люди, которые командуют в школах; никто не думает, как мы будем жить, кто сменит старшее поколение «оленьих людей». Дети не возвращаются - ничего не умеющие здесь и никому не нужные там, они становятся алкашами. Женщины рожают детей, как на выброс, а земля остается пустой. Какой плохой закон! - подводит горестный итог старый оленевод.

Традиционный уклад северной жизни исчезает на наших глазах. Нанесенные ему удары, очевидно, уже необратимы. И это придает эпической «Книге тундры» неявно выраженную трагедийность. В 1922 году Роберт Флаэрти снял легендарную документальную ленту «Нанук с Севера». Ее герой-эскимос, боровшийся за жизнь в скудных условиях полярной Америки, говорят титры, умер от голода вскоре после съемок (а в нашем языке благодаря мировому успеху фильма появилось слово «эскимо»). При всех перекличках, Флаэрти показывал сильного индивида, Вахрушев - героя, который воплощает род. Ну, а «в настоящей трагедии гибнет хор», как говорит устами поэта опыт ХХ века.

Снимать фильм было непросто, - признался режиссер. - Поначалу Борис Федорович норовил отправить нас обратно и только когда он увидел, что мы полностью включились в их жизнь и работаем наравне с другими, он нас принял и даже стал уговаривать остаться. Съемки заняли 21 день весной и 10 дней осенью; многое, что касается обычаев и образа жизни чукчей-оленеводов, осталось за кадром, поэтому Алексей Вахрушев думает о том, чтобы выпустить «Книгу тундры» в полиграфическом варианте, в виде книги с обширными дополнениями и комментариями.

Николай Гладких

Источник

Авторское, арт-хаус | Смотрело: 2542 | 2013 » Декабрь » 24 | НЕТ ВИДЕО? 

  
 
 
Всего комментариев: 1
avatar
1 Kveuz • 23:44, 30.12.2013
Не пожалел потраченного времени на просмотр данного док. фильма! Благодарю!
avatar

                                                                                        

                                                                    www.doskado.ucoz.ru www.doskado.ucoz.ru

                                                                    Мы настоятельно рекомендуем, при просмотре страниц сайта не использовать браузер
                                                                     Internet Explorer